ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ СТАТЬИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
ФАЙЛОВЫЙ АРХИВ
О САЙТЕ
 

МЕНЮ
РАЗДЕЛА


Астрономия каменного века, обсерватории каменного века, Стоунхендж, пирамиды Эвкадора
Античная астрономия (часть 1): Греческая мифология, Фалес и предсказания затмений и др.
Античная астрономия (часть 2): Анаксимандр, Анаксагор, Демокрит и др.
Античная астрономия (часть 3): тайны Пифагора, Паременид, “Вселенная философия
Античная астрономия (часть 4): Платон
«Гармония Сфер», Евдокс, Аристотель и др.
Античная астрономия (часть 5): Архимед
«Измерение неба», Эрастофен, эпоха Рима и др.
Астрономия древних цивилизаций. Астрономия на глиняных табличках
Работы ученых: Таристрах, Гиппарх, Клавдий Плотемей
Галилео Галилей
Николай Коперник
Исаак Ньютон

ИСТОРИЧЕСКИЕ
СТАТЬИ


Античная астрономия (часть 3): Тайны Пифагора, Паременид "Земля - Шар!", подвижность земли "Вселенная философия"

ТАЙНЫ ПИФАГОРА

О Пифагоре (VI в. до н. э.) сохранилось мало достоверных сведений. Известно, что родился он на острове Самое; вероятно, в молодости посетил Милет, где учился у Анаксимандра; может быть, совершил и более далёкие путешествия. Уже в зрелом возрасте философ переселился в город Кротон и основал нечто вроде религиозного ордена - Пифагорейское братство, которое распространило своё влияние на многие греческие города Южной Италии. Жизнь братства была окружена тайной. О его основателе Пифагоре ещё при жизни ходили легенды, которые, по-видимому, имели под собой какую-то основу: великий учёный был не менее великим политиком и провидцем.

Фундаментальное знание о природе, по мнению пифагорейцев, должно быть тайным. Приобщать к нему следует только тех, кто способен понять истину и оценить её величие. Науку нельзя выносить на площадь для пересудов. Основой учения Пифагора была вера в переселение душ и гармоничное устройство мира. Он полагал, что душу очищают музыка и умственный труд, поэтому пифагорейцы считали обязательным совершенствование в "четырёх искусствах" - математике, музыке, геометрии и астрономии. Сам Пифагор является основоположником теории чисел, а доказанная им теорема известна сегодня каждому школьнику. И если Анаксагор и Демокрит в своих взглядах на мир развивали идею Анаксимандра о физических причинах природных явлений, то Пифагор разделял его убеждённость в математической гармонии космоса.

Пифагорейцы властвовали в греческих городах Италии несколько десятилетий, потом были разгромлены и отошли от политики. Однако многое из того, что вдохнул в них Пифагор, осталось жить и оказало огромное влияние на науку. Сейчас очень трудно отделить вклад самого Пифагора от достижений его последователей. В особенности это относится к астрономии, в которой пифагорейцами было выдвинуто несколько принципиальных идей. О них можно судить по дошедшим до нас скудным сведениям о представлениях поздних пифагорейцев и учениям философов, испытавших влияние идей Пифагора.

ПАРМЕНИД. ЗЕМЛЯ - ШАР!

Парменид (около 540-480 до н. э.) из италийского города Элеи, младший современник Пифагора, вошёл в историю как неординарный мыслитель, на многие века определивший облик и проблематику философии. Несомненно, он был знаком с учением Пифагора: в частности, есть сообщение о том, что он "примкнул к пифагорейцу Аминию".

Началами всего сущего Парменид вполне в духе Анаксимандра считал огонь и ночь. В понимании природы Солнца философ, видимо, также следовал Анаксимандру: в одном из сообщений говорится, что его "Солнце - отдушина огня". Но Луна у него заимствует свет у Солнца; значит, она должна быть отдельным небесным телом. Она "смешана из аэра (затвердевшего тёмного воздуха. - Прим. ред.) и огня". Но главное: в системе мира Парменида впервые упоминается шарообразная Земля.

Это означало грандиозный шаг вперёд в познании мира, уводило от мифа к реальности. В ту эпоху, как и много позже, у учёных не было наблюдательных данных, которые безусловно свидетельствовали бы о шарообразности планеты. Это видно хотя бы потому, что плоской её считал Демокрит, живший через сто лет после Парменида и, несомненно, знавший его поэму "О природе".

Нам, с детства знающим, что Земля - шар, трудно почувствовать всю силу этой догадки. Признание шарообразности Земли явилось грандиозным потрясением основ представлений о мире. Оно предполагало отказ от многовековых традиций, освящённых опытом поколений и религией. Ведь "вселенская вертикаль" незримо присутствовала всюду. В традиционной мифологии воображаемая наковальня, сброшенная Гесиодом с неба, летит оттуда вниз до самого дна мира - Тартара.

Был ли Парменид автором идеи шарообразной Земли? Различные источники по этому поводу называют имена и Парменида, и Пифагора. Предпочтение, видимо, надо отдать Пифагору, и вот почему. Во-первых, у Парменида это утверждение содержится в той части его поэмы "О природе", где излагаются "мнения смертных", а не собственные идеи. Во-вторых, он занимался более общими проблемами и вряд ли стал бы производить "революцию" в астрономии. У Пифагора, напротив, причины для этого имелись.

Основой философии Пифагора была мировая гармония. Известно, что пифагорейцы считали сферу наиболее совершенной фигурой. Дискообразная Земля не гармонировала со сферическим небом. Возможно, именно это стало причиной признания её шарообразности. Но если это открытие принадлежит пифагорейской школе, то вряд ли оно могло возникнуть помимо её основателя.

Однако, чтобы признать Землю шаром, недостаточно было сбросить груз традиций. Требовалось ещё заменить стремление вещей падать вниз их стремлением двигаться к центру. Эту задачу Парменид решил, и довольно неожиданно. В середине мира философ поместил богиню Афродиту и родительницу Эрота, олицетворения любовного чувства. И если Эрот порождает желания, влекущие друг к другу живых существ, почему бы подобное стремление не приписать и другим вещам, которые богиня влечёт к себе любовью? Стоит вспомнить и о том, что творящей первопричиной Парменид считал огонь. Но его помещал в центр мира и пифагореец Филолай.

ПОДВИЖНОСТЬ ЗЕМЛИ. ВСЕЛЕННАЯ ФИЛОЛАЯ

Все ранние гипотезы подвижности Земли связаны с пифагорейцами. И это неудивительно. Понятие относительности движения известно всякому, кто хоть раз плавал на лодке. Но применить этот принцип к небу и Земле могли только те, кто считал её шарообразной.

Авторами идеи осевого вращения Земли часто называют пифагорейцев Экфанта и Гикета Сиракузского, о которых почти ничего не известно. Эк-фант, как следует из сохранившегося сообщения, полагал, "что Земля движется, но не поступательно, а вращаясь вокруг своей оси, подобно колесу, с запада на восток". О Гикете, кроме подобного сообщения, есть и дополнительные сведения. Он принимал две Земли: "эту и Антиземлю (Антихтон)".

Об Антиземле речь впереди, вращение же Земли позволило "остановить" самое стремительное из небесных движений - суточное вращение "неба неподвижных звёзд" вокруг оси мира. Эти сообщения не прошли даром. В 1542 г. Коперник ссылался на них в посвящении к своей знаменитой книге "О вращениях небесных сфер", видя в древних астрономах своих предшественников. Упомянул он и о Филолае, единственном философе-пифагорейце, о системе мира которого хоть что-то известно.

Многие античные авторы считают Филолая из Кротона (около 470-388 до н. э.) первым из пифагорейцев, обнародовавшим их учение. Он написал не дошедшую до нас в полном объёме книгу "О природе". В ней говорилось и о строении Вселенной. Аристотель пишет, что, согласно Филолаю, "Земля, одна из звёзд (планет. - Прим. ред.), движется по кругу вокруг центра, вызывая смену дня и ночи". Система мира Филолая наполнена фантастическими деталями. Вот что рассказывал об этом византийский писатель Стобей: "Филолай посередине, в центре, помещает огонь, который называет Очагом Вселенной, Домом Зевса, Матерью богов... Кроме того, он принимает другой огонь, расположенный выше всего и служащий Объемлющим. Первый по природе - Центральный огонь; вокруг него кружатся в хороводе десять божественных тел: небо и планеты, за ними - Солнце, под ним - Луна, под ней - Земля, под ней - Антиземля, а после них всех - огонь".

Кроме введения двух вымышленных небесных тел - Центрального огня и Антиземли - Филолай заставил Солнце сиять отражённым светом. В одном из сообщений по этому поводу сказано: "Согласно пифагорейцу Филолаю, Солнце стекловидно; оно отражает огонь, находящийся в космосе". Очевидно, зеркало-Солнце дарит Земле частичку Центрального огня.

Аристотель и Стобей рисуют не геоцентрическую систему мира, традиционную для античности, а некую "огнецентрическую". Вокруг Центрального огня пролегают орбиты Антиземли, Земли, Луны, Солнца, планет и звёзд. Земля при этом всегда обращена к Огню одной стороной (как Луна по отношению к Земле), и, естественно, не той, на которой мы живём. Антиземля движется синхронно с Землей и для нас невидима, "поскольку её закрывает тело Земли". В принципе эту гипотезу можно было бы довольно просто проверить - снарядить экспедицию, которая, одолев по долготе четверть дуги земного шара, могла бы наблюдать и Огонь, и Антиземлю. Это, конечно, шутка: для той эпохи подобный совет был бы равносилен предложению нашим астрономам слетать в центр Галактики и проверить, есть ли там чёрная дыра.

Луну Филолай вслед за своим старшим современником Анаксагором считал населённой. Об этом сообщает Стобей, у которого сказано: "Некоторые из пифагорейцев, например Филолай, полагают, что Луна, как и наша Земля, населена животными и растениями, но только более крупными и красивыми. Живущие на Луне животные в пятнадцать раз больше земных". Объясняется это тем, что там в 15 раз дольше, чем на Земле, длится день.

 

   
Используются технологии uCoz