ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ СТАТЬИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
ФАЙЛОВЫЙ АРХИВ
О САЙТЕ
 

МЕНЮ
РАЗДЕЛА


Астрономия каменного века, обсерватории каменного века, Стоунхендж, пирамиды Эвкадора
Античная астрономия (часть 1): Греческая мифология, Фалес и предсказания затмений и др.
Античная астрономия (часть 2): Анаксимандр, Анаксагор, Демокрит и др.
Античная астрономия (часть 3): тайны Пифагора, Паременид, “Вселенная философия
Античная астрономия (часть 4): Платон
«Гармония Сфер», Евдокс, Аристотель и др.
Античная астрономия (часть 5): Архимед
«Измерение неба», Эрастофен, эпоха Рима и др.
Астрономия древних цивилизаций. Астрономия на глиняных табличках
Работы ученых: Таристрах, Гиппарх, Клавдий Плотемей
Галилео Галилей
Николай Коперник
Исаак Ньютон

ИСТОРИЧЕСКИЕ
СТАТЬИ


Античная астрономия (часть 1): Греческая мифология, календарь и зезды, Фалес и предсказания затмений

Античная астрономия занимает в истории науки особое место. Именно в Древней Греции были заложены основы современного научного мышления, философии и юриспруденции. За семь с половиной столетий от Фалеев и Анаксимандра, сделавших первые шаги в осмыслении Вселенной, до Клавдия Птолемея, создавшего математическую теорию движения светил, античные учёные прошли огромный путь, на котором у них не было предшественников. Астрономы античности использовали данные, полученные задолго до них в Вавилоне. Однако для их обработки они создали совершенно новые математические методы, которые были взяты на вооружение средневековыми арабскими, а позднее и европейскими астрономами.

ВСЕЛЕННАЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

Как представляли себе мир греки в VIII в. до н. э., можно судить по книге фиванского поэта Гесиода "Теогония" (О происхождении богов). Рассказ о возникновении мира он начинает так:

Прежде всего во вселенной
Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный…
Гея - Земля - родила себе равное ширью
Звёздное небо. Урана, чтоб точно покрыл её всюду.

Небо утверждено на плоской Земле. На чём же тогда держится сама Земля? А ни на чём. Оказывается, под ней простирается огромное пустое пространство - Тартар, ставший тюрьмой для титанов, побеждённых богами.

Подземь их сбросили столь глубоко, сколь далёко до неба,
Ибо настолько от нас отстоит многосумрачный Тартар.
Если бы, медную взяв наковальню, метнуть её с неба,
В девять дней и ночей до земли бы она долетела,
Если бы, медную взяв наковальню, с земли её сбросить,
В девять дней и ночей долетела б до Тартара тяжесть.

В представлениях древних греков Вселенная разделялась Землёй на светлую и тёмную части: верхняя была небом, а в нижней царил Эреб - подземный мрак. Считалось, что туда не заглядывает Солнце. Днём оно объезжает небо на колеснице, а ночью плывёт в золотой чаше по окружающему Землю океану к месту восхода. Конечно, такая картина мира не слишком подходила для объяснения движений небесных светил; впрочем, она для этого и не предназначалась.

КАЛЕНДАРЬ И ЗВЁЗДЫ

В Древней Греции, как и в странах Востока, в качестве религиозного и гражданского использовался лунно-солнечный календарь. В нём начало каждого календарного месяца должно было располагаться как можно ближе к новолунию, а средняя продолжительность календарного года - по возможности соответствовать промежутку времени между весенними равноденствиями ("тропический год", как его называют сегодня). При этом месяцы по 30 и 29 дней чередовались. Но 12 лунных месяцев примерно на треть месяца короче года. Поэтому, чтобы выполнить второе требование, время от времени приходилось прибегать к интеркаляциям - добавлять в отдельные годы дополнительный, тринадцатый, месяц.

Вставки делались нерегулярно правительством каждого полиса - города-государства. Для этого назначались специальные лица, которые следили за величиной отставания календарного года от солнечного. В разделённой на мелкие государства Греции календари имели местное значение - одних названий месяцев в греческом мире существовало около 400. Математик и музыковед Аристоксен (354-300 до н. э.) писал о календарном беспорядке: "Десятый день месяца у коринфян - это пятый у афинян и восьмой у кого-нибудь ещё".

Простой и точный, 19-летний цикл, использовавшийся ещё в Вавилоне, предложил в 433 г. до н. э. афинский астроном Метон. Этот цикл предусматривал вставку семи дополнительных месяцев за 19 лет; его ошибка не превышала двух часов за один цикл.

Земледельцы, связанные с сезонными работами, издревле пользовались ещё и звёздным календарём, который не зависел от сложных движений Солнца и Луны. Гесиод в поэме "Труды и дни", указывая своему брату Персу время проведения сельскохозяйственных работ, отмечает их не по лунно-солнечному календарю, а по звёздам:

Лишь на востоке начнут восходить Атлантиды Плеяды,
Жать поспешай, а начнут заходить - за сев принимайся…
Вот высоко средь неба уж Сириус встал с Орионом,
Уж начинает Заря розоперстая видеть Арктура,
Режь, о Перс, и домой уноси виноградные гроздья.

Таким образом, хорошее знание звёздного неба, которым в современном мире мало кто может похвастаться, древним грекам было необходимо и, очевидно, широко распространено. По-видимому, этой науке детей учили в семьях с раннего возраста.

Лунно-солнечный календарь использовался и в Риме. Но здесь царил ещё больший "календарный произвол". Длина и начало года зависели От понтификов (or лат. pontifices), римских жрецов, которые нередко пользовались своим правом в корыстных целях. Такое положение не могло удовлетворить огромную империю, в которую стремительно превращалось Римское государство. В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь (100-44 до н. э.), исполнявший обязанности не только главы государства, но и верховного жреца, провёл календарную реформу. Новый календарь по его поручению разработал александрийский математик и астроном Созиген, по происхождению грек. За основу он взял египетский, чисто солнечный, календарь. Отказ от учёта лунных фаз позволил сделать календарь достаточно простым и точным. Этот календарь, названный юлианским, использовался в христианском мире до введения в католических странах в XVI в. уточнённого григорианского календаря.

Летосчисление по юлианскому календарю началось в 45 г. до н. э. На 1 января перенесли начало года (раньше первым месяцем был март). В благодарность за введение календаря сенат постановил переименовать месяц квинтилис (пятый), в котором родился Цезарь, в юлиус - наш июль. В 8 г. н. э. в честь следующего императора, Октавиана Августа, месяц секстилис (шестой), был переименован в августус. Когда Тиберию, третьему принцепсу (императору), сенаторы предложили назвать его име-нем месяц септембр (седьмой), он будто бы отказался, ответив: "А что будет делать тринадцатый принцепс?".

Новый календарь оказался чисто гражданским, религиозные праздники в силу традиции по-прежнему справлялись в соответствии с фазами Луны. И в настоящее время праздник Пасхи согласовывается с лунным календарём, причём для расчёта его даты используется цикл, предложенный ещё Метоном.

ФАЛЕС И ПРЕДСКАЗАНИЕ ЗАТМЕНИЯ

Фалёс (конец VII - середина VI в. до н. э.) жил в греческом торговом городе Милете, располо-женном в Малой Азии. С античных времён историки называют Фалеев "отцом философии". К сожалению, его сочинения до нас не дошли. Известно лишь, что он стремился найти естественные причины явлений, считал началом всего воду и сравнивал Землю с куском дерева, плавающим в воде.

Геродот, рассказывая о войне восточных государств Лидии и Мидии, сообщал: "Так с переменным успехом продолжалась эта война, и на шестой год во время одной битвы день превратился в ночь. Это солнечное затмение предсказал ионянам Фалес Милетский и даже точно определил заранее год, в который оно наступит. Когда лидийцы и мидяне увидели, что день обратился в ночь, то... поспешно заключили мир". Это затмение, согласно современным расчётам, произошло 28 мая 585 г. до н. э. Чтобы установить периодичность затмений, вавилонским астрологам потребовалось не одно столетие. Вряд ли Фалес мог обладать достаточными данными, чтобы сделать предсказание самостоятельно.

Ещё большую пользу астрономии Фалес принёс как математик. По-видимому, он первым пришёл к мысли о необходимости поиска математических доказательств. Он, например, доказывал теорему о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника, т. е. вещи, на первый взгляд очевидные. Ему важен был не сам результат, а принцип логического построения. Для астрономии весьма существенно и то, что Фалес стал основоположником геометрического изучения углов.

Фалес мог бы первым сказать: "Не знающий математики да не входит в храм астрономии".

 

   
Используются технологии uCoz