|
||||||
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ Электрические реактивные двигатели будущего Отличительной особенностью реактивных электрических двигателей состоит в том, что источник энергии и рабочее вещество разделены, а передача энергии от источника к рабочему веществу осуществляется с помощью электромагнитных взаимодействий. Это позволяет получить высокие скорости истечения рабочего вещества. Это, в свою очередь, делает такой класс двигателей наиболее экономичным при выполнении транспортных работ в космосе. Вниманию посетителей сайта предлагается краткое описание некоторых двигателей этого класса. Среди класса электрореактивных двигателей основное внимание уделяется т.н. плазменно-ионному двигателю. Отличительная его особенность в том, что в нём используется разряд с осциллирующими электронами. Двигаясь в продольном магнитном поле сравнительно небольшой величины, электроны не могут сразу попасть на наружный кольцевой электрод – анод и участвуют в неоднократных ионизирующих столкновениях. Ускорение ионов происходит в продольном электрическом поле, а для компенсации на выходе ускорителя их объёмного заряда используется катод – компенсатор. Плазменно-ионные двигатели обладают высоким КПД в широком диапазоне удельных импульсов. Они характеризуются, к тому же, низкими значениями плотности тяги. Т.е. удельная масса двигателя выше. Плазменно-ионные двигатели прошли модельные испытания, однако полномасштабные испытания до сих пор не выполнены. Для решения задач управления и ориентации космических аппаратов наиболее удобными оказываются импульсные плазменные двигатели. И наиболее перспективные в этом классе электрореактивных двигателей являются эрозионные плазменные двигатели. В этих двигателях плазменный сгусток создаётся при пропускании большого тока, возникающего при разряде электрического конденсатора вдоль поверхности находящегося между электродами диэлектрика, материал которого испаряется, ионизуется и ускоряется под действием электромагнитных сил или газодинамических сил. Импульсный плазменный двигатель обладает тем преимуществом, что возможно большое число включений (до 109); малым значением одного импульса (около 100 мкН*с); отсутствием импульса последействия. Электронагревные реактивные двигатели отличаются тем, что электрическая энергия в них расходуется на нагрев и ускорение рабочего вещества при прохождении его через теплообменник. У двигателей этого типа минимальные энергетические затраты на создание тяги. В результате экспериментальных исследований было установлено, что оптимальным рабочим веществом для них является гидразин (H2N)2. Гидразин представляет собой однокомпонентное эндотермическое топливо, поэтому при его химическом разложении на водород и азот в присутствии катализатора выделяется энергия. Это позволило создать целый особый класс электрореактивных двигателей – каталитические двигатели. Существуют и термокаталитические двигатели, в которых более простые катализаторы, выполненные в форме опресованных проволочных спиралей, обладают большим ресурсом. Наименьшие полученные значения тяги для таких двигателей составляют порядка 10 мН. Область применения электрореактивных двигателей: 1. Управление движением космических кораблей 2. Корректировка орбиты, компенсация торможения аппаратов в верхних слоях атмосферы, перевод с одной орбиты на другую 3. Транспортные операции, связанные с осуществлением полётов к Луне и другим планетам Системы Основные рабочие характеристики электрореактивных двигателей: для управления космическими аппаратами: для корректировки орбиты, компенсации торможения, перевода с одной
орбиты на другую: для полётов к объектам Солнечной Системы: Основные характеристики плазменно-ионных двигателей: 1. Электрическая потребляемая мощность – 1 кВт 2. Создаваемая тяга – 27 мН 3. Скорость истечения – 42 км/с 4. Тяговый КПД – 67% 5. Напряжение – 2800 В 6. Рабочее вещество – ртуть
|
||||||