ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ СТАТЬИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
ФАЙЛОВЫЙ АРХИВ
О САЙТЕ
 

МЕНЮ
РАЗДЕЛА


Исспользование космических методов при исследовании природных ресурсов
Происхождение солнечной системы
Жизнь Звезд—виды звезд, жизненный цикл
Расширяющаяся вселенная (теория большого взрыва)
Черные дыры. Радиопульсар. Двойные системы
Гравитационные взаимодействия
Внутреннее строение Солнца
Оптические характеристики телескопа
Космические обсерватории (ультрафиолетовые, рентгеновские, телескоп Хаббл и т.д.)
Необычные и редкие явления в небе (миражи, метеоры, гало, северные сияния и т.д.)
Парад планет
Движение и фазы Луны
Двигатели будущего: Электрический ускоритель массы
Двигатели будущего: Гравители
Проект космического лифта. Высотная аэродинамическая труба
Электрические реактивные двигатели будущего
Описание Созвездий
Стартоплан для космолета
Атмосфера Земли: ее состав и строение
Космический корабль многоразового использования Спейс-шаттл

НАУЧНЫЕ
СТАТЬИ


Электрические реактивные двигатели будущего

Отличительной особенностью реактивных электрических двигателей состоит в том, что источник энергии и рабочее вещество разделены, а передача энергии от источника к рабочему веществу осуществляется с помощью электромагнитных взаимодействий. Это позволяет получить высокие скорости истечения рабочего вещества. Это, в свою очередь, делает такой класс двигателей наиболее экономичным при выполнении транспортных работ в космосе. Вниманию посетителей сайта предлагается краткое описание некоторых двигателей этого класса.

Среди класса электрореактивных двигателей основное внимание уделяется т.н. плазменно-ионному двигателю.

Отличительная его особенность в том, что в нём используется разряд с осциллирующими электронами. Двигаясь в продольном магнитном поле сравнительно небольшой величины, электроны не могут сразу попасть на наружный кольцевой электрод – анод и участвуют в неоднократных ионизирующих столкновениях. Ускорение ионов происходит в продольном электрическом поле, а для компенсации на выходе ускорителя их объёмного заряда используется катод – компенсатор.

Плазменно-ионные двигатели обладают высоким КПД в широком диапазоне удельных импульсов. Они характеризуются, к тому же, низкими значениями плотности тяги. Т.е. удельная масса двигателя выше.

Плазменно-ионные двигатели прошли модельные испытания, однако полномасштабные испытания до сих пор не выполнены.

Для решения задач управления и ориентации космических аппаратов наиболее удобными оказываются импульсные плазменные двигатели. И наиболее перспективные в этом классе электрореактивных двигателей являются эрозионные плазменные двигатели.

В этих двигателях плазменный сгусток создаётся при пропускании большого тока, возникающего при разряде электрического конденсатора вдоль поверхности находящегося между электродами диэлектрика, материал которого испаряется, ионизуется и ускоряется под действием электромагнитных сил или газодинамических сил.

Импульсный плазменный двигатель обладает тем преимуществом, что возможно большое число включений (до 109); малым значением одного импульса (около 100 мкН*с); отсутствием импульса последействия.

Электронагревные реактивные двигатели отличаются тем, что электрическая энергия в них расходуется на нагрев и ускорение рабочего вещества при прохождении его через теплообменник. У двигателей этого типа минимальные энергетические затраты на создание тяги. В результате экспериментальных исследований было установлено, что оптимальным рабочим веществом для них является гидразин (H2N)2.

Гидразин представляет собой однокомпонентное эндотермическое топливо, поэтому при его химическом разложении на водород и азот в присутствии катализатора выделяется энергия. Это позволило создать целый особый класс электрореактивных двигателей – каталитические двигатели. Существуют и термокаталитические двигатели, в которых более простые катализаторы, выполненные в форме опресованных проволочных спиралей, обладают большим ресурсом.

Наименьшие полученные значения тяги для таких двигателей составляют порядка 10 мН.

Область применения электрореактивных двигателей:

1. Управление движением космических кораблей

2. Корректировка орбиты, компенсация торможения аппаратов в верхних слоях атмосферы, перевод с одной орбиты на другую

3. Транспортные операции, связанные с осуществлением полётов к Луне и другим планетам Системы

Основные рабочие характеристики электрореактивных двигателей:

для управления космическими аппаратами:
тяга – от 0,01 Н до 0,001 Н
скорость истечения - от 0,1 км/с до10 км/с ресурс работы – от 1000 ч до 10000 ч
источник энергии – штатные солнечные батареи

для корректировки орбиты, компенсации торможения, перевода с одной орбиты на другую:
тяга – от 0,1 Н до 100 Н
скорость истечения – от 10 км/с до 30 км/с ресурс работы – от 100 ч до 1000 ч
источник энергии – штатные солнечные батареи

для полётов к объектам Солнечной Системы:
тяга – от 10 Н до 1000 Н
скорость истечения – от 20 км/с до 150 км/с ресурс работы - 10000 ч до 5x105 ч
источник энергии – солнечные батареи повышенной мощности или ядерные энергодвигательные установки

Основные характеристики плазменно-ионных двигателей:

1. Электрическая потребляемая мощность – 1 кВт

2. Создаваемая тяга – 27 мН

3. Скорость истечения – 42 км/с

4. Тяговый КПД – 67%

5. Напряжение – 2800 В

6. Рабочее вещество – ртуть

 

   
Используются технологии uCoz